В Нотариальной палате Свердловской области прошел вебинар, посвященный новым компетенциям нотариата

2 декабря в Нотариальной палате Свердловской области в формате видеоконференцсвязи состоялся вебинар, посвященный актуальным вопросам нотариального делопроизводства. Проведение вебинара связано с вступлением в силу закона «о цифровом нотариате» и ряда приказов Минюста России, определяющих исполнение данного федерального закона.
В работе вебинара приняли участие представители Министерства юстиции РФ, сотрудники Нотариальной палаты, нотариусы и помощники нотариусов Свердловской области.
С приветственным словом к участникам семинара обратились директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России Роман Рябый, начальник Главного управления Минюста России по Свердловской области Дмитрий Павин, президент Нотариальной палаты Свердловской области Владимир Ярков.
Роман Рябый отметил, что на протяжении нескольких лет процессы цифровизации интенсивно идут по всем направлениям: нотариат, адвокатура, ЗАГС, судебная экспертиза и т.д. Эти процессы начинают между собой активно пересекаться. Недавно Департамент активно поддержал законопроект Минфина, который предоставит возможность нотариату получать данные из Единого государственного реестра ЗАГС для целей совершения нотариальных действий, для проверки права, дееспособности потенциальных участников этих действий.
Законодательство о нотариате отреагировало своей модернизацией на развитие общественных институтов соответствующих. Те новеллы, которые в законодательстве появились, и то регулирование, которое есть, должно повысить гарантию участников гражданского оборота. Нотариальная профессия имеет очень большой публичный компонент, она весьма ответственна перед государством. Тот вклад, который нотариат вносит в стабильность гражданского оборота, неоценим. Это существенным образом повышает ответственность нотариуса перед государством и перед обществом, перед гражданами.
Роман Евгеньевич посоветовал более тесно работать Главному управлению Минюста по Свердловской области и Нотариальной палате по линии обращений граждан, внимательнее относиться к работе по этому направлению. Участникам вебинара он пожелал конструктивной дискуссии с правильными выводами, которые позволят усовершенствовать законодательство о нотариате.
Владимир Ярков, приветствуя участников, отметил, что Нотариальная палата всегда старается работать с Главным управлением Минюста в полном взаимопонимании.
Дмитрий Павин, в свою очередь, обратил внимание участников на то, что мир меняется, цифровые технологии идут вперед, и скоро нотариат предстанет перед нами с другим лицом.
В рамках обучающего вебинара были освещены отдельные вопросы ведения нотариального делопроизводства, связанные с новыми правилами заполнения реестров регистрации нотариальных действий, ведения нотариусами электронных журналов, оформления удостоверительных надписей и свидетельств, а также особенности составления индивидуальной номенклатуры нотариуса.
Екатерина Путинцева, нотариус г. Нижний Тагил, председатель методической комиссии НПСО, разъяснила участникам вебинара особенности заполнения реестров на бумажных носителях. Так, 29 декабря 2020 года вступают в силу новые правила делопроизводства. В соответствии с приказом Минюста России № 226 на бумажных носителях будут вестись 4 реестра: Реестр регистрации нотариальных действий; Реестр регистрации уведомлений о залоге движимого имущества; Реестр регистрации запрещений и отчуждений движимого и недвижимого имущества и арестов, наложенных судебными и следственными органами; и новый реестр — Реестр регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.
Ирина Перевалова, нотариус г. Екатеринбурга, вице-президент НПСО, в своем докладе остановилась на особенностях составления индивидуальной номенклатуры нотариуса. Так, в настоящее время номенклатура дел нотариуса делится на индивидуальную, примерную и типовую (новый термин).
Вопросы порядка ведения нотариусами электронных журналов и реестров ЕИС затронула Ольга Филиппова, нотариус г. Екатеринбурга, член Правления НПСО. Так, только в электронной форме будут вестись: журнал регистрации организационно-распорядительных документов, журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции, журнал учета депозитных операций, алфавитная книга учета кредиторов. С 29 декабря не будут вестись алфавитная книга учета наследственных дел и алфавитная книга учета завещаний.
Электронные документы, книги, журналы и реестры, хранящиеся в ЕИС, не формируются в дела на бумажных носителях. Доступ к сведениям, содержащимся в журнале регистрации постановлений об отказе в совершении нотариальных действий, имеет любой нотариус. Доступ к сведениям, внесенным нотариусом в иные электронные журналы, имеет только нотариус, внесший соответствующие сведения, или нотариус, которому передан его архив.
Татьяна Ефимова, начальник юридического отдела НПСО, рассказала о новых формах удостоверительной надписи и свидетельств.
Елена Уманская, начальник отдела по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и проставления апостиля Главного управления Минюста РФ по Свердловской области, акцентировала внимание собравшихся на допускаемые нотариусами типичные ошибки, которые специалисты Главного управления выявляют при проведении проверок.
В завершение спикеры ответили на вопросы участников вебинара.