Вопросы трансграничного наследования обсудили на международной конференции в Санкт-Петербурге
12-13 декабря в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Нотариат и современность: трансграничное наследование: теория и практика». В мероприятии приняли участие представители органов юстиции, нотариата, судебной системы и адвокатуры России и ряда других стран. Организатором выступила Комиссия Федеральной нотариальной палаты по международным связям.
С приветственным словом к участникам конференции обратились начальник Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Евгений Орловский, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Денис Лактионов, а также президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.
В своем выступлении глава российского нотариата отметил, что трансграничное наследование становится все более актуальным в глобализированном мире, где люди перемещаются между странами, проживают, работают и владеют активами за пределами за рубежом.
При этом законы о наследовании могут значительно различаться в зависимости от юрисдикции. По-разному определяется срок вступления в право наследования, круг наследников, очередность степени родства, подходы к выделению долей в наследстве. Коллизионные вопросы вызывает наличие или отсутствие определенных институтов, таких как закрытое завещание, совместное завещание супругов, наследственный договор. Еще один важный вопрос при трансграничном наследовании — поиск завещания и проверка его достоверности.
«С учетом столь разнообразной повестки важной задачей является выработка единых подходов, стремление к гармонизации законодательства о нотариате в странах-партнерах и совместный поиск эффективных решений, направленных на защиту прав участников наследственных правоотношений», — подчеркнул Константин Корсик.
Структурный взгляд на вопросы трансграничного наследования представила руководитель направления сравнительно-правовых исследований Общественно полезного фонда «Центр нотариальных исследований» Ольга Терновая. В своем докладе она систематизировала ключевые аспекты: от выбора применимого права и места открытия наследства до определения круга наследников и расчета обязательной доли. Особое внимание эксперт уделила проблеме квалификации юридических понятий.
Правовые вопросы, связанные с трансграничным наследованием, стали предметом ряда международных соглашений. О нормах, закрепленных в таких законодательных актах, рассказал нотариус Московской области Виктор Калиниченко.
Так, в 1961 году была принята Гаагская конвенция о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоряжений, а в 1973 году — Вашингтонская конвенция, предусматривающая единообразный закон о форме международного завещания. Цель
этих нормативных актов — предотвратить признание завещаний недействительными из-за формальных требований.
Практические кейсы трансграничного наследования рассмотрел адвокат города Барселоны Давид Виадер. Он разобрал примеры с находящейся в Испании недвижимостью и банковскими счетами граждан России, дав рекомендации по составлению завещания в отношении такого имущества. Прежде всего, подчеркнул эксперт, стоит предоставлять максимальную информацию о завещателе — варианты имени с отчеством и без, идентификационный номер иностранца.
«Кроме того, следует указывать подробные сведения о недвижимости, если она есть в составе имущества завещателя: кадастровый номер, регистрационный номер в Реестре собственности, личный или общий характер имущества, — пояснил Давид Виадер. — А денежные средства лучше идентифицировать, по крайней мере, по банковскому учреждению. В Испании нет центрального реестра банковских счетов, и иногда поиск вкладов оказывается сложной задачей».
О нормах наследственного права, действующих в Киргизии и имеющих ключевое значение для трансграничного наследования, рассказала частный нотариус г. Бишкека Жылды Сманова. Так, пережившего супруга по законодательству республики могут отстранить от наследования. Для этого через суд необходимо доказать, что брак фактически прекратился и супруги проживали раздельно не менее пяти лет до смерти наследодателя. Кроме того, в Киргизии обязательная доля в наследстве для детей, нетрудоспособного супруга и родителей наследодателя составляет 2/3 от того имущества, которое они получили бы при наследовании по закону.
Вопросы, связанные с нормами об обязательной доле в наследстве, также рассмотрела член Комиссии ФНП по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями нотариус г. Омска Ольга Фрик. Эксперт рассказала о реализации этого права иностранным гражданином, отдельно остановившись на вопросе признания медицинских документов, подтверждающих нетрудоспособность, в разных странах.
Еще одну важную тему — проблемы описи наследственного имущества при трансграничном наследовании — раскрыли в своем выступлении и. о. председателя Комиссии ФНП по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественными организациями нотариус г. Москвы Екатерина Лексакова и нотариус г. Москвы Татьяна Ништ. На примерах нескольких юрисдикций эксперты обозначили различия в подходах к этому вопросу.
Также на конференции выступила нотариус г. Минска Наталья Борисенко с докладом на тему автономных наследственных дел. Член Правления Нотариальной палаты Республики Армения, нотариус г. Еревана Лина Овсепян рассказала о типичных проблемах, возникающих при ведении наследственных дел, и путях их решения. Тему завещания в рамках трансграничного наследования рассмотрел председатель Комиссии по этике Республиканской нотариальной палаты Республики Казахстан нотариус г. Астаны Олег Полумордвинов. Председатель судебного состава апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам, судья Ленинградского областного суда Елена Головина привела судебную практику по делам о наследовании, осложненном иностранным элементом.