Региональные новости

    Распечатать

В МГНП прошел очередной обучающий семинар, посвященный изменениям в законодательстве

Законодательство России постоянно развивается, в том числе в плане повышения комфорта предоставления государственных услуг для граждан. Однако для неподготовленного человека  эти новеллы законодательства, в лучшем случае ни о чем не скажут или даже усложнят жизнь, поскольку для применения любого новшества требуются знания и навык. А вот для нотариусов, чья деятельность непосредственно связана с документами и гражданским оборотом, применение этих новелл необходимо в ежедневной работе, чтобы предоставлять клиентам повышенный уровень комфорта, который предполагают современные информационные технологии.

К примеру, Федеральный закон №34-ФЗ, вступивший в силу 1 октября 2019 года,  ввел в правовое поле абсолютно новое для российского гражданского оборота понятие о форме сделки. Теперь в соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса РФ письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.

Этим требованиям,  по мнению судей, вполне соответствуют скан образы  документов, в которых присутствуют подписи и печати сторон.  Если такой документ поступил с адреса электронной почты, который указан гражданином или юридическим лицом, то закон вполне позволяет ему доверять.

Нотариусы Москвы регулярно проводят обучающие мероприятия для того, чтобы быть в курсе новелл законодательства и успешно применять их в своей практике. Очередной семинар в Московской городской нотариальной палате провела заведующая кафедрой гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции, профессор Марина Илюшина.

В частности, к вопросу по электронной форме сделки она отметила, что если ранее обмен  адресами электронной почты нужно было оговаривать в договоре, то теперь это регулируется законом. Стороны могут даже использовать вместо живой подписи так называемые факсимиле, если они договорились об этом заранее. Однако, отметила Марина Николаевна, такая практика не может быть распространена на договоры в сфере корпоративного права, поскольку они совершаются по правилам Основ законодательства РФ о нотариате.

Изменения коснулись и такой важной составляющей гражданского оборота, как  заверения сторон. При заключении договора стороны часто дают заверения о тех или иных обстоятельствах. Когда это делают стороны сделки, то их заверения вписываются в текст договора. Но теперь по сделке заверения могут быть даны и третьим лицом. К примеру, член семьи продавца объекта недвижимости, зарегистрированный по месту жительства в квартире, просит отсрочки в снятии с регистрационного учета и обещает выписаться через три месяца. Теперь такое заверение может быть приложено к сделке, и в соответствии с постановлением 49 Пленума Верховного Суда от 25.12.2018 г.  при неисполнении третьими лицом данных им обязательств, можно предъявить претензии непосредственно к этому лицу. Марина Илюшина отметила, что заверения  от третьего лица можно принимать в простой письменной форме. 

В настоящее время судьи, основываясь на принципе добросовестности участников гражданского оборота,  считают, что заверения не нуждаются в проверке,  и  гражданин, их давший,  должен нести  за них ответственность. Юристы с удовлетворением отмечают, что порочная практика, когда не проверить достоверность заверений, признавалось признаком неразумности стороны, ушла в прошлое.

Еще одно положение законодательства, для правильного применения которого гражданам лучше обратиться к нотариусу  – пункт 4 статьи 10 Федерального закона №256-ФЗ от 29.12.2006 г, который определяет, что лицо, получившее сертификат на материнский (семейный) капитал (МСК) обязано оформить жилое помещение, приобретенное с его помощью,  в общую собственность свою, супруга и детей.

По общему правилу совместная собственность является долевой. Режим общей совместной собственности должен быть специально оговорен и может быть применен только между супругами или в крестьянском хозяйстве.

В случае использования МСК между членами семьи заключается соглашение об определении размера долей. Оно  может быть заключено в простой письменной форме по правилам ст. 421 ГК РФ. Но если покупка объекта недвижимости совершалась не только на средства МСК, а к примеру, в сделке участвовали средства супругов, то режим общей совместной собственности супругов в этом случае прекращается, и соглашение об определении долей в праве общей собственности родителей и детей , приобретает элементы брачного договора или соглашения о разделе общего совместного  имущества супругов, что уже требует нотариальной формы сделки.

Смотреть все актуальные новости

Нотариальный вестник — № 5 (Май) 2025
Нотариальный вестник — № 4 (Апрель) 2025
Нотариальный вестник — № 3 (Март) 2025
Нотариальный вестник — № 2 (Февраль) 2025
Нотариальный вестник — № 1 (Январь) 2025
Нотариальный вестник — № 12 (Декабрь) 2024
Нотариальный вестник — № 11 (Ноябрь) 2024
Нотариальный вестник — № 10 (Октябрь) 2024
Нотариальный вестник — № 09 (Сентябрь) 2024
Нотариальный вестник — № 06 (Июнь) 2024

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.