День памяти Анатолия Ивановича Тихенко провели нотариусы Ставрополья

С ярким полетом кометы сравнили нотариусы Ставрополья жизнь своего коллеги, президента Федеральной нотариальной палаты с 1996 по 2001 годы, разработчика проекта Основ законодательства РФ о нотариальной деятельности, нотариуса с лицензией № 1 в России Анатолия Тихенко.
Февраль и март. Друг за другом идущие месяцы разделены для всех, кто знал и любил Анатолия Ивановича Тихенко, жизнью этого человека. И не просто разделены: он переставил их местами, родившись 21 марта 1959 года. А день 28 февраля без малого 42 года спустя прервал ход его судьбы. Тогда Анатолий Иванович возвращался с работы домой и был убит киллером в подъезде дома на улице Беговой, в котором жил с семьей — женой Галиной и дочерью Оксаной...
«Память о человеке. Светлая, жил так честно...», — этой стихотворной строкой началась в нотариальной палате Ставропольского края встреча, которая на протяжении многих лет неизменно проходит в эти февральско-мартовские дни. Она так и называется: День памяти Анатолия Тихенко и традиционно собирает много участников, людей самых разных возрастов, для которых была и остается важной жизнь коллеги, первопроходца и подвижника возрожденного небюджетного нотариата России.
Этот День памяти был непохожим на все предыдущие, ибо проводился в формате для него непривычном — по видеоконференции, дистанционно. На связи с нотариатом Ставрополья на протяжении всего времени встречи была вдова Анатолия Ивановича Галина Аркадьевна Тихенко.
— 62 года исполнилось со Дня рождения Анатолия Тихенко. 20 лет прошло со дня его гибели, — негромко произносит руководитель нотариата края и близкий друг Анатолия Ивановича Тихенко Николай Кашурин. — Трудно говорить... Он ушел из жизни в расцвете сил и то, что мы сделали за эти годы, важно было сделать: мы сохранили память о нем, его поступках и делах, подали пример коллегам, будучи убеждены, что чтить память о Тихенко надо не только для того, чтобы не забыть его, но и чтобы на его примере воспитывать новые поколения.
Николай Иванович вспомнил 1996 год, когда Анатолий Тихенко был избран президентом Федеральной нотариальной палаты:
— За эти годы много раз всесторонне анализировал избрание Тихенко и вообще его приход в систему нотариата России и убежден, что это объективная неизбежная закономерность. По своим человеческим и профессиональным качествам Анатолий более чем кто-либо подходил для того, чтобы возглавить нотариальное сообщество России. Он и до 1996 года жил, как будто готовился к этому, жил во имя нотариата: разрабатывал закон о нотариате, был первым в нашей стране частнопрактикующим нотариусом, от азов до тонкостей освоил эту профессию, душой болея за нотариат, живя во имя него. Именно такой человек и нужен был нотариату, и должен был появиться на зимнем теплоходе на Москва-реке, когда обсуждалась кандидатура будущего президента нотариата России. Это не мы его выдвинули, а само время.
Наследие Анатолия Ивановича Тихенко — это то, чем сегодня живет нотариат, став сильным и сплоченным институтом, который снискал уважение и доверие общества и государства. Нотариусы Ставрополья благодарны этому удивительному человеку, который так ясно и ярко жил, так много успел сделать для дела, которое любил искренне и верно.
Стихотворными строками о жизни предшественника и ориентира поделились молодые нотариусы Ставрополья. Галина Тихенко рассказала о том, как накануне она с дочерью Оксаной и друзьями семьи была на кладбище.
— День был серым и холодным. Но не успели приблизиться к могиле Толика, откуда ни возьмись, выглянуло солнце. Конечно, он нас встречал, ждал!.. — сказала она и добавила: — Целеустремленность и упорство были свойственны ему во всем. Он всегда шел до конца, любое дело завершал. А еще он был очень добрый. Семья такая: мама и папа вложили в него основу. И так — добротой и трудом, постоянным приложением сил, любовью к профессии у него получалось убедить людей, передать им свою веру. Действительно, если поверхностно рассказать о том, что сделал и чего достиг Толик, сказочная история выйдет. Но ведь все получилось, и он поставил на новые рельсы нотариат. Раньше это был такой незаметный институт, а сейчас все иначе. Благодарю нотариат края Ставрополья за то, что сохраняет память и распространяет знания о том, кем был Толик, как и зачем жил.
А потом говорили нотариусы и ветераны нотариата Ставрополья. Те, кто были знакомы с Анатолием Ивановичем, встречались с ним во время его визитов на Ставрополье, слышали и видели его выступления на собраниях, конгрессах, конференциях, семинарах.
Вице-президент нотариальной палаты Ставропольского края, член правления НПСК, нотариус по Ставропольскому городскому нотариальному округу Наталья Фатина начала с определяющей фразы:
— Такие люди, как Анатолий Иванович Тихенко, двигают историю, — сказала она. — Я запомнила его как человека яркого, целеустремленного, умного, жизнелюбивого. И сегодня я не буду вспоминать что-то конкретное, мне хочется поделиться чувством благодарности ему. Только представьте, живет благополучный человек: семья, любовь, работа, все на местах, дела спорятся, а он задался целью не для себя, а для всех, и это в то время, когда никому из властей нотариат не нужен был... Работал над проектом закона, привозил в Россию и к нам на Ставрополье немецких коллег, чтобы свериться с нами. Наверное, мы разочаровали его несколько, потому что то, что он тогда говорил о будущем нотариата, было фантастически невозможным. И я представляю, как непросто ему было убедить министра юстиции РФ Николая Федорова. А вот получилось же!. Он умел жить и вспоминается ярким человеком. И, конечно, спасибо Галине Аркадьевне за личные вещи, документы и фотоматериалы Анатолия Ивановича, которые она передает в наш музей, за воспоминания, которые нам дороги.
Немногословна, но предельно точна была член правления НПСК, нотариус по Новоалександровскому городскому нотариальному округу Лариса Кудрявцева:
— Тяжело говорить в этот день, но мы обязаны говорить и вспоминать — поминать Анатолия Ивановича. Правильно сказала Галина Аркадьевна, что на изломе времени в 90-е никто не хотел приходить в нотариат. Мы стремились быть полноправными членами общества, а сделал нас такими Анатолий Иванович. Это нельзя забывать. К сожалению, уходят коллеги, старшие товарищи, но остается молодежь, для которой мы должны это повторять.
— Я по-своему помню Анатолия Ивановича, — сказала член Совета ветеранов нотариата нотариальной палаты Ставропольского края Рита Мандрыко. — В 1999 году в Кисловодске был семинар, в котором принимал участие Анатолий Тихенко. Мы были очень озабочены тем, что от нотариата ушли полномочия по оформлению сделок по отчуждению недвижимости. И в этом контексте я помню фразу Анатолия Ивановича: «А что вы переживаете: нотариат был и при Гитлере!..».
Рита Викторовна призналась: благодарна судьбе, что стала работать на Ставрополье, где оказывается должное внимание памяти об Анатолии Тихенко:
— Благодаря президенту нашей нотариальной палаты мы с гордостью, любовью и глубоким уважением можем рассказать, кто этот человек на портрете в каждой нотариальной конторе края, каковы его роль и значение в истории нашего сообщества, в истории России.
А Любовь Мищенко, коллега Риты Мандрыко по краевому Совету ветеранов нотариата, подчеркнула:
— Он прожил короткую жизнь, но ее можно сравнить с яркой кометой, ведь она получилась счастливой: с любимой семьей и работой, которая вдохновляла на великие поступки. Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. У нас вновь получилась невероятная встреча — встреча тех, кто помнит своего коллегу и друга, отзываясь о нем искренне и тепло. Также говорил когда-то он, а мы все ему доверяли, верили в него, шли за ним. И сегодня он с нами.
А потом прошла демонстрация интервью из художественно-документального фильма НПСК «Тихенко». Со слезами на глазах под традиционно звучащую любимую песню Анатолия Ивановича «Я люблю тебя, жизнь!» в исполнении Марка Бернеса прошла Минута молчания.
— Несмотря на количество пролетевших лет, память об Анатолии Тихенко не стирается, — произнес, подытоживая встречу, Николай Кашурин. — Мы не так давно водворили в краевом центре в храм икону Святых нотариев Маркиана и Мартирия. Рядом с историями их жизни я бы поставил и жизнь Анатолия Ивановича Тихенко. Нам никто этой задачи не ставил — сохранить память об Анатолии, мы это решили сами, и наше дело — не останавливаться, передавать свои знания и воспоминания молодежи.
Николай Иванович отметил и то, что в нотариальной палате края находится единственный музей, в котором есть экспозиция, посвященная Тихенко.
— Мы попытались воспроизвести часть его жизни, сняв одноименный фильм, а сейчас... пришло время увековечить память о нем в книге, которую назовем «Жизнь и творчество Анатолия Тихенко», — завершил он под аплодисменты аудитории.
— Я не представляю, как это может быть, почему именно сейчас и сегодня была проведена параллель, связанная с иконой Святых нотариев, но... хочу вам передать икону Святого Анатолия в исполнении хохломских мастеров для храма, в который была водворена икона Маркиана и Мартирия. Эта икона когда-то была подарена Толику. А что касается музея, я нашла тетрадь, которую Толик вел, когда ездил в начале 90-х годов в Германию. Представьте, столько лет тетрадь пролежала на виду, думала, Оксанкина, открыла, а там его записи... Вообще, память — это самое дорогое, что остается у нас. Спасибо, что вы есть, что стихотворную строку, которая сегодня прозвучала: «Мы, Тихенко, за тобой!», Николай Иванович продолжает делами.
...Еще один год, еще один День в наших сердцах. Светлая, вечная память Анатолию Ивановичу Тихенко — первопроходцу небюджетного нотариата России. Нашему учителю и другу через десятилетия. Нашему ориентиру навсегда.