Поиск по сайту

Прочие нотариальные действия для бизнеса

31 мая 2022 г.

Морской протест

Морской протест — это нотариальное действие, призванное задокументировать насколько это возможно полно и достоверно обстоятельства случившегося на корабле в период его плавания или стоянки происшествия. Морской протест необходим, если фиксируемое происшествие может стать основанием для предъявления имущественных требований к владельцу плавательного средства.

Как в ходе плавания, так и во время нахождения на приколе на судне может произойти чрезвычайный случай, происшествие, которое может повлечь имущественный ущерб как ему самому, так и перевозимым товарам. Нередко в результате такого события может возникнуть основание для имущественных требований к судовладельцу: например, если в результате пострадает судовой груз, принадлежащий другому человеку или организации, такое, третье, лицо вправе потребовать возмещения понесенных убытков.

Такие ситуации нередко приводят к судебным разбирательствам с судовладельцем. При этом крайне важно установить объективную картину произошедшего, какие меры принял судовой экипаж, были ли они достаточными для минимизации последствий аварии. При этом доподлинно установить картину бывает нелегко, ведь событие могло произойти в открытом море.

Для таких случаев используется морской протест. Капитан судна, территория регистрации которого — Российская Федерация, если на нем случилось происшествие, насколько это возможно быстро обращается к уполномоченному специалисту со специальным документом — заявлением. Его подача является не правом, а должностной обязанностью человека, возглавляющего экипаж.

Лицо, обязанное совершать морской протест, доступными ему способами проверяет полученную информацию, фиксирует сведения на бумаге и издает специальный акт. Он содержит описание чрезвычайного случая и перечень мер, принятых, чтобы спасти от ущерба само плавательное средство и судовой груз.

Кто совершает морской протест

По правилам, которые устанавливает статья 396 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), капитан плавательного средства, страной регистрации которого является Российская Федерация, должен сделать заявление о морском протесте там же, где случилось чрезвычайное событие. Если это было во время стоянки, будь то российский или иностранный порт, покидать его до протеста нельзя.

Если происшествие имело место в море, заявление о морском протесте нужно сделать на ближайшей стоянке, куда корабль придет после аварии, также независимо от того, зайдет ли он в российский или иностранный город.

Так или иначе, потребность подать заявление может возникнуть как в порту, место нахождения которого — Российская Федерация, так и на территории другой страны.

Как гласит статья 395 КТМ РФ, если место, где делается заявление, — российский порт, лицо, которое должно его принять и совершить морской протест, — это местный, российский, нотариус. Именно его Российская Федерация обязывает совершать такие действия. Если потребность заявить об аварийной ситуации возникла в другом государстве, уполномоченным специалистом выступает консульский сотрудник консульства РФ или иной специалист в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории делается заявление.

Как совершается морской протест

Процедура начинается с того, что капитан пострадавшего корабля, страной регистрации которого является Российская Федерация, в соответствии со своей должностной инструкцией делает заявление. В нем он излагает обстоятельства случившегося и принятые им меры. Его принимает нотариус или консульский сотрудник — в зависимости от того, к какому государству принадлежит порт, где происходит действие, — российский он или зарубежный.

Важно соблюсти срок подачи, который устанавливает статья 396 КТМ РФ:

● если происшествие произошло, когда корабль был на приколе, сделать заявление нужно в течение суток с момента аварии;

● если происшествие случилось в море, подать заявление нужно в течение суток с момента прибытия в ближайший город после того, как произошла аварийная ситуация. Иногда допускается подавать его не в первой же точке на пути следования, а в последующей, если заход в первый город грозит серьезными потерями времени и денег. О том, по какой причине капитан не сделал заявление сразу, согласно должностной инструкции он должен сообщить письменно.

Так или иначе, морской протест следует совершить настолько рано, насколько это получится. Если есть риск того, что пострадал судовой груз, то до того, как совершится морской протест, не следует открывать люки. Выгружать судовой груз раньше можно только при крайней необходимости.

Приняв заявление, нотариус или консульский работник, который совершает морской протест, проводит опрос самого заявителя и, при возможности, нескольких свидетелей, которые могут подтвердить изложенные в документе факты. В качестве доказательства своих слов капитан обязан предоставить судовой журнал и выписку из него. Если судовой журнал утрачен, причины его гибели также необходимо приложить. Это правило содержит статья 399 КТМ РФ. Уполномоченное лицо, в свою очередь, согласно своей должностной обязанности обязано рассмотреть собранные материалы максимально полно и составить объективную картину.

Собрав, насколько это получилось, доказательную базу, в том числе судовой журнал и показания свидетелей, специалист издает морской протест. Он подписывает его и ставит на нем гербовую печать. Составляется бумага в двух оригинальных экземплярах, один из которых забирает капитан.

В связи с изменениями действующего законодательства информация данной статьи могла потерять актуальность. Актуальная информация о нотариальных действиях находится в основных разделах Советов нотариуса — https://notariat.ru/sovety/

Полезная статья? Поделитесь ей:
Совет дня

Если вы хотите существенно снизить затраты по групповым искам (например, к управляющей компании) – обратитесь к нотариусу, который поможет заключить соглашение о судебных расходах. В конце судебного разбирательства суд распределяет между истцами судебные расходы четко в соответствии с этим соглашением.

67144
Посетителей
в неделю
324
Статей
на сайте
209
Ответов
на вопросы