В столице открылся первый музей нотариата

24 сентября в Московской городской нотариальной палате состоялась торжественная церемония открытия музея московского нотариата. В мероприятии приняли участие президент и члены правления МГНП, члены Комиссии Федеральной нотариальной палаты по имиджу, взаимодействию со СМИ и общественным организациями, нотариусы Москвы, а также представители научного сообщества и студенты юридических вузов.
В своем приветственном слове глава российского нотариата Константин Корсик отметил важность сохранения исторической памяти о профессии нотариуса и ее выдающихся представителях не только с точки зрения культурного достояния, но и для изучения практик работы нотариусов прошлого для дальнейшего развития института нотариата.
«Московская городская нотариальная палата уделяет очень большое внимание исторической работе. К 25-летию палаты под руководством члена правления МГНП Татьяны Ивановны Сопиной был создан Виртуальный музей московского нотариата, который отражает исторический путь нотариата с древнейших времен. При этом, безусловно, ценно, когда есть реальные предметы из прошлого, которые можно подержать в руках», - отметил глава российского нотариата. Он поблагодарил нотариусов, воплотивших в жизнь инициативу по созданию музея.
Член правления МГНП Николай Репин в своей приветственной речи отметил, какую важную роль в успешном развитии любого института играет преемственность. «Нотариат всегда чтил традиции и опыт предыдущих поколений. Мы благодарим наших коллег, стоявших у истоков профессии, проводивших преобразования в начале 90-х годов, и приложим все усилия, чтобы в сообществе была жива память об их вкладе в развитие института нотариата», - подчеркнул он.
Реальное музейное пространство было создано на основе виртуальной экспозиции, работающей с 2018 года. В музее организовано интерактивное рабочее место нотариуса со старинными письменными принадлежностями, лампой и другими предметами. Рабочее место планируется использовать как фотозону, для полного перевоплощения гостям музея предоставляются традиционные костюмы 19 века и аксессуары конторских работников той эпохи. Значительную часть выставочного пространства заняли нотариальные документы прошлых эпох. Часть экспонатов, представленных в музее, была приобретена у антикваров, но большинство раритетов подарили нотариусы из своих личных коллекций.
В реализации проекта музея участвовали члены правления Московской городской нотариальной палаты Александр Бегичев, Николай Кузнецов, Николай Репин; председатель Комиссии МГНП по связям со СМИ Екатерина Лексакова и члены комиссии, нотариусы Марина Соколова, Алексей Теребков, Борис Иванов, помощники нотариусов Олег Колганов, Анастасия Сальникова; председатель Комиссии МГНП по работе со стажерами Ольга Ульянская, член комиссии Николай Тоцкий; нотариусы города Москвы Анатолий Бизякин, Марина Журавлева, Елена Образцова, Роман Семин.
После открытия музея в Московской городской нотариальной палате состоялась дискуссия по вопросам развития нотариальной деятельности в России. Ее модератором выступил Александр Бегичев. Он представил обзор основных тем журнала «Вестник права и нотариата» за 1911 год, многие из которых остаются актуальными до сегодняшнего дня, в частности - взгляд нотариуса Российской Империи на реформы нотариата того времени. Кроме того, спикер привел примеры объявлений о вакансиях в нотариальные конторы, которые публиковались в то время. Основное квалификационное требование к сотруднику – основательное знание нотариального дела, четкий почерк, опыт работы в нотариате, но встречаются и такие нестандартные параметры как холостой статус. А у лиц, ищущих работу в нотариате того времени, встречаются пожелания в отношении делового оборота конторы. К примеру, один из претендентов желал работать в "бойкой" нотариальной конторе с валовым доходом никак не менее чем 20 тысяч рублей в год.
Обзор старинных документов из своей личной коллекции представила нотариус города Москвы Марина Журавлева. В своей презентации она показала доверенности разных лет, документы, удостоверяющие личность. Она обратила внимание на то, что дореволюционные нотариальные акты отличались высочайшим качеством бумаги, каллиграфии, четкостью юридических формулировок, а также особым этикетом обращения к адресату.
Нотариус Борис Иванов посвятил свое выступление юридической деятельности площадных подьячих в России. «Особенности организации этого института - принципы саморегулирования, сочетание государственного и корпоративного контроля, коллективная ответственность, самофинансирование - позволяют сделать вывод, что система небюджетного нотариата России не является следствием исключительно копирования системы нотариата латинского типа, а основывается на историческом опыте институтов пронотариата нашей страны», - констатировал спикер.
Вопросы, затронутые в монографии 1886 года «О юридическом значении нотариальных актов на продажу недвижимого имущества до утверждения их старшим нотариусом», рассмотрела в своем докладе нотариус Москвы Елена Образцова. Автор книги – видный государственный деятель Российской Империи Николай Иванович Барковкий. В 1881 году он был назначен на должность товарища обер-прокурора Гражданского кассационного департамента Сената и ведал, в том числе, делами нотариата. В своей работе он проанализировал гражданское законодательство того времени, регулирующее нотариальную деятельность, изложил свое видение правовой природы договоров с недвижимостью, а прокомментировал порядок оформления нотариальных актов купли-продажи. Спикер процитировала один из выводов автора книги, который, по ее мнению, не утратил своей актуальности и в наше время: «Наши гражданские законы мы можем сравнить с дремучим лесом, в котором нет тропинок, указывающих дорогу страннику, чем глубже мы проникаем в этот лес, тем более перепутываются в нем ветви и усиливается в нем мрак». Данную книгу Елена Образцова приобрела специально для передачи в фонд музея.
О феномене завещания как основе наследственного права в Российской Империи рассказал нотариус города Москвы Алексей Теребков. Он отметил глубокие исторические корни понятия «завещание» в российском правовом обычае. При этом спикер подчеркнул, что правовая определенность института завещания наиболее полно была сформулирована только в начале 20 века в Гражданском уложении 1905 года. До этого времени мнения правоведов о том, к какому разделу права должно быть отнесено завещание: к актам приобретения или наследования, колебались. В дальнейшем этот вопрос был твердо решен в пользу наследственного права, а в современных условиях динамичных изменений в экономике и социальных отношениях появились и иные формы распоряжения имуществом на случай смерти. Наследование сегодня возможно не только по завещанию, но и по совместному завещанию супругов, наследственному договору, а также путем создания наследственного или личного фонда.
Екатерина Лексакова в своем выступлении затронула современную проблематику правоприменения такого нотариального действия, как опись наследственного имущества. Она отметила, что времена, когда даже личные вещи наследодателя или мелкие бытовые предметы представляли собой ценность для наследников и в обязательном порядке должны были быть внесены в опись наследственного имущества, ушли в прошлое. Но даже в условиях 19 века известный русский правовед и государственный деятель Константин Победоносцев писал о мерах по охране наследства: «Само ограничение не должно превышать потребной меры ограничения и стеснения, цель закона состоит не в безусловном сохранении имущества, а в том, чтобы оно не оставалось без ответственного хозяина, распорядителя или владельца, до тех пора пока не выяснится личность законного и бесспорного преемника». Сегодня правила производства описи остались те же, но ценность для наследников повседневных предметов быта, личных вещей нивелировалась. По мнению спикера, необходимо предусмотреть в законодательстве новый порядок проведения описей, иначе правоприменение данного нотариального действия становится безосновательно трудоемким и обременительным как для нотариуса, так и для наследников.
По итогам дискуссии ее участники отметили, что многие вопросы, занимавшие коллег XIX–XX веков, остаются актуальными до сегодняшнего дня. В то же время законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, динамично развивается, живо реагируя на требования современности по обеспечению стабильности и юридической защиты гражданских правоотношений.