Авторская колонка

Некоторые проблемы унификации законодательства о нотариате стран ЕАЭС (на примере Республики Казахстан)

Проводимый 4-5 декабря 2014 года в Санкт-Петербурге международный научно-практический семинар «Роль нотариуса в обеспечении безопасности гражданского оборота» с участием делегации нотариусов из Армении, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Эстонии и российских нотариусов выявил как общие, так и особенные проблемы взаимоотношений в развитии нотариальной деятельности каждой из стран.

Тарас Калиниченко

член Комиссии по международному сотрудничеству ФНП

нотариус нотариального округа г. Химки Московской области, член Комиссии по международному сотрудничеству ФНП, кандидат юридических наук, доцент МГИМО (У)

24 февраля 2015

Основная политическая позиция, касающаяся унификации законодательства стран ЕАЭС, показывает ее плодотворность, заставляя нас использовать положительный опыт, существующий в каждой из стран ЕАЭС. В частности, это ярко видно по работе наших коллег из Казахстана. В первую очередь это, конечно, роль нотариусов в процессе регистрации прав на недвижимое имущество и организация работы Единой нотариальной информационной системы «Е-нотариат». Нотариус удостоверяет сделку, регистрирует ее в ЕНИС «Е-нотариат», которая автоматически присваивает правоустанавливающим документам уникальный номер и, если клиент дает письменное согласие, отправляет электронную копию договора в информационную систему правового кадастра. Все обмены, безусловно, заверяются электронной цифровой подписью нотариуса. В ответ нотариус получает подтверждающее письмо о том, что документ принят на регистрацию. Нотариусы Казахстана уже имеют доступ к ряду электронных реестров, что позволяет в режиме он-лайн получать при введении ИНН информацию о лицах, обратившихся за совершением нотариальных действий, их семейном положении, месте жительства, сведения о юридических лицах и объектах недвижимости, а также исключить случаи совершения нотариальных действий по поддельным паспортам. Нотариус по электронному реестру может проверить выдачу нотариально удостоверенного документа другим нотариусом. Таким образом, российские нотариусы в рамках новых договоренностей ЕАЭС России, Казахстана, Белоруссии уже могут начать свою работу с 1 января 2015 года по унификации указанных отношений, используя положительный опыт Казахстана.

С другой стороны, нотариусы Казахстана могли бы учесть богатый опыт России, связанный с определением квот нотариусов в округах, тем самым преодолев все негативные явления отмены квотирования мест нотариусов, которые привели в Казахстане к снижению уровня профессионализма, нарушению баланса между количеством нотариусов и количеством населения, концентрации нотариусов в больших населенных пунктах, снижению уровня экономического обеспечения нотариальной деятельности.

Вместе с тем у нотариусов России и Казахстана есть пока еще не решенные проблемы, которые связаны с международными отношениями и суверенитетом каждой из стран. Это вопрос открытия российских государственных контор в Байконуре (Казахстан) и назначения на должность государственного нотариуса граждан России на территории Республики Казахстан.

Такое положение противоречит Конституции России, международным соглашениям России и Казахстана. В Поручении Президента Российской Федерации от 10.08.2002г. № Пр-1397 о неотложных мерах по решению вопросов, связанных с обеспечением деятельности космодрома «Байконур», говорилось о мерах, требующих согласования на межгосударственном уровне. В 2002 году открытие государственной нотариальной конторы в городе Байконур и учреждение двух должностей государственных нотариусов было поручено Главному управлению Министерства юстиции РФ по Московской области приказом Минюста России от 4 октября 2002г. № 274 (пункт 2). В 2009 году одна вакантная должность государственного нотариуса была сокращена связи с отсутствием претендентов на ее замещение (совместное решение Управления Минюста России по Московской области и МоНП от 4 сентября 2009г. № 1230/104/3-05). Оставшаяся вакантная должность длительное время не замещается по той же причине. В бюджете Московской области не выделяются средства на содержание указанной госнотконторы. Остается открытым и вопрос о направлении средств, полученных за совершение нотариальных действий (госпошлины), хотя по бюджетному законодательству они должны направляться в бюджет Московской области.

В настоящее время на территории г.Байконур Республики Казахстан работают 6 нотариусов Республики Казахстан, что позволяет обеспечить нотариальное обслуживание населения города с учетом Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Никаких согласований вопроса об открытии государственной нотариальной конторы с Республикой Казахстан, документов, регламентирующих работу государственной нотариальной конторы нет. А, самое главное, не определены источники финансирования указанной конторы.

Каковы уже существующие согласования на межгосударственном уровне по поводу правового статуса города Байконур. Прежде всего, Россия и Казахстан, являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 года (вступила в силу 19 мая 1994 года). Существуют заключенные Российской Федерацией и Республикой Казахстан Соглашения: «О статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти» от 23 декабря 1995 года и «Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома „Байконур“ от 28 марта 1994 года». В соответствии с ними город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. Открытие российской государственной нотариальной конторы в них не предусматривается.

По российскому законодательству нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий (ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате, ст.ст.5, 26 Федерального закона от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»). Нотариусы вправе совершать нотариальные действия только в России и только в пределах своего нотариального округа (статья 13 Основ законодательства РФ о нотариате). Открытие и функционирование государственной нотариальной конторы на территории иностранного государства вне рамок заключенных международных соглашений не согласуется с рядом положений российского законодательства в сфере нотариата, в частности:

— статьями 1, 12, 22, 13, 34, 36, 38, 40, главой XXI Основ законодательства РФ о нотариате;

— статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 275 «Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе».

Закон Московской области от 19 июля 2007 года N 126/2007-ОЗ «О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области» не предусматривал нотариального округа г. Байконур и соответствующие должности нотариусов. Не предусматривает этого и вновь принятый Закон Московской области от 3 декабря 2012 г. № 187/2012-ОЗ.

 

Таким образом, новый образ международных отношений стран, входящих в ЕАЭС требует принятия решения о закрытии российской государственной нотариальной конторы в г. Байконур Республики Казахстан в соответствии требованиями Конституций России, Казахстана, общепринятыми нормами международного права и национального законодательства дружественных стран.

Поделиться

Смотреть все актуальные новости

Нотариальный вестник — №10 (Октябрь) 2017
Нотариальный вестник — №9 (Сентябрь) 2017
Нотариальный вестник — №8 (Август) 2017
Нотариальный вестник — №7 (Июль) 2017
Право каждого — №2 (62) 2017
Нотариальный вестник — №6 (Июнь) 2017
Нотариальный вестник — №5 (Май) 2017
Нотариальный вестник — №4 (Апрель) 2017
Нотариальный вестник — №3 (Март) 2017
Право каждого — №1 (61) 2017
Нотариальный вестник — №2 (Февраль) 2017
Право каждого — №4 (60) 2016

Произошла ошибка повторите попытку позже.

Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.